
«VRдикт народов» — представитель редкого жанра исторических квест-румов в VR, выпущенный командой РИА.Lab на Steam в сентябре прошлого года. Это результат совместного труда геймдизайнеров, историков-консультантов и актеров МХАТ имени Горького, на сцене которого и прошла грандиозная презентация проекта 12 октября 2021-го.
«VRдикт народов» позиционируется как виртуальное журналистское расследование: игрок берет на себя задачу собрать досье на ключевых фигурантов Нюрнбергского трибунала, пройдя по следам нацистских преступников и собирая документальные свидетельства их преступлений.
О том, как выглядела разработка VR-проекта и с какими вызовами столкнулись создатели — нам рассказали нарративные дизайнеры RIA.Lab Игорь Кривицкий и Артём Буфтяк.
|
|
Тематика напрямую связана с современной политической и социальной повесткой: итоговый продукт должен был противопоставить исторические факты распространенным спекуляциям на тему итогов Второй мировой войны и бороться с историческим ревизионизмом. Пространство виртуальной реальности как раз отлично для этого подходит: оно вызывает вау-эффект и способствует погружению аудитории — это ключевой инструмент иммерсивной журналистики, которую развивает МИА «Россия сегодня». «VRдикт народов» — проект по гранту Российского военно-исторического общества. Это означает, что команда работает по контракту и должна уложиться в его условия, бюджеты и сроки. А еще — донести с помощью проекта ключевой замысел заказчика.
|
Основной вызов заключался в поиске баланса между историзмом и увлекательностью игровых механик. С одной стороны требовалось сформировать в сознании устойчивую связь между историческими фактами и современным контекстом, а с другой — удержать внимание и интерес игрока внутри продукта.
Работа с фокус-группой показала, что современные молодые люди практически ничего не знают про Нюрнбергский трибунал, поэтому авторы решили сосредоточиться именно на этом историческом событии. Сам процесс — гигантское по содержанию, накалу страстей событие с большим числом участников. Также авторы решили отказались от идеи охватить все малые суды трибунала: помимо главного процесса над главарями Третьего рейха, их было еще 12 — суды над юристами, врачами, судьями и другими пособниками нацистского режима.
Основных фигурантов Нюрнберга — более двадцати человек и подробно рассказать обо всех — просто невозможно в рамках одного проекта, поэтому разработчики сосредоточились на наиболее ярких представителях нацистской верхушки. И даже тут, чтобы уместить длительность проекта в приемлемые рамки — весь процесс в идеале должен влазить в один час геймплея — пришлось сильно сокращать исторический материал.
|
|
Между историзмом и механиками
Вымышленная история могла бы допустить больше игровых элементов, но команде требовалось объективно донести реальные события и документальный материал. Потому важно было не превращать действие в аттракцион, а отнестись к теме максимально серьезно.
|
|
Формат журналистского расследования помогает сохранять объективность и не вызывает этических вопросов — ни к разработчикам, ни к самой игре. Это позиция наблюдателя, предполагающая передвижение по локации, поиск и изучение материалов, сопоставление их с историческим таймлайном. Все механики проекта отталкиваются от флешбеков из прошлого, предлагая достаточно возможностей взаимодействовать с миром и делать собственные выводы.
|
|
Похожие проекты: | |
|
|
РИА.Lab — маленькая студия, которая существует всего три года, хоть и под эгидой большой и сильной «России Сегодня». В команде не было профессионального художника по персонажам, поэтому разработчики пошли в сторону стилизации. Весь сложный документальный контент в проекте подан или метафорически, или символично.
|
|
Визуальный стиль «VRдикта народов» привел к необычным, оригинальным решениям в проекте. Например, разработчики не могли полностью отмоделировать «Герман Геринг Верке» (Reichswerke Hermann Göring, созданный в 1937 государственный концерн, в ведение которого перешли многочисленные конфискованные у евреев заводы, а позже — заводы на оккупированных территориях). Но достаточно было добавить модель самолета, созданного в концерне, использовать ее, как одну из улик, привязать яркие фотоматериалы и документы, описывающие масштаб. Подобные визуальные истории, карты, передающие масштаб с точки зрения географии и понятных пропорций, отлично показывают, что происходило на войне и какие страны и территории были втянуты в самую страшную в истории войну.
Локации и острые углы
Каждый персонаж в расследовании условно говоря “привязан” к своей локации: кабинеты Риббентропа и Розенберга, дом Дёница, пыточная и любимый кинотеатр Геринга, банкетный зал в пивной, где фон Ширах находился во время исторической речи Гитлера о торжестве национал-социализма… В каждой локации игроку необходимо самостоятельно развивать нарратив: находить предметы, взаимодействовать с ними, читать записки, слушать исторические записи и двигаться дальше по истории. И разработка каждой локации создавала свои трудности.
|
|
В локации Розенберга игроку предстоит сжигать его книги в крематории. На тестировании с фокус-группой столкнулись с проблемой: некоторые тестировщики чувствовали дискомфорт, сжигая книги. Аргумент, что это пропагандистские материалы нацистского преступника, не работал и это стало неожиданным препятствием.
Другая часть геймплея была связана с изучением конфискованных предметов узников концлагерей, которая должна была иллюстрировать экономические теории нацистов. Разработчики планировали пойти даже дальше.
|
|
Трудности с авторским правом
Проект был собран на Unity — это универсальный инструмент, позволяющий легко переезжать на разные платформы. Плюс команда хорошо его знает, что дало предсказуемый срок разработки — для грантового проекта это крайне важно.
Ядро команды — 15 человек. Редакция занималась контентом, технический отдел отвечал за сборку проекта и группа внешних связей, на которой были все коммуникации и маркетинг. В расширенный состав вошли актеры МХАТа, озвучивавшие проект, а также внешние консультанты и кураторы из дирекции новых медиа МИА «Россия Сегодня». Разработку сверху никто не контролировал, команда действовала максимально свободно.
Единственное серьезное ограничение было в том, что проект требовалось сделать кристально чистым с юридической точки зрения. В какой-то момент стало ясно, что обеспечить это очень сложно. Многие фотографии не проходили через ценз авторского права: даже с материалами из Википедии было не все просто.
|
|
|
|
Перспективы и коммуникации
Первой запустилась русскоязычная версия на Steam, англоязычная локализация вышла спустя 1,5 месяца и встретила очень хороший отклик у любителей документальных проектов. Совсем недавно вышла версия и на китайском языке. Но релиз на Steam — не основной канал дистрибуции проекта. Есть масса договоренностей с музеями и выставочными мероприятиями. Отдельная версия вышла на YouTube в формате панорамного видео.
Проблем в коммерческом росте подобных проектов разработчики не видят, просто модели монетизации возможно будут сильно отличаться: распространение по оффлайн-каналам, показ на выставках, в музеях, в рамках всевозможных культурных и исторических мероприятий. Команда договаривается с VR-клубами, которые готовы брать «VRдикт народов» в репертуар.
|
|
Насколько VR-аудиторию цепляет проект — сами разработчики пока не могут сказать однозначно. Уже сейчас они делят комьюнити проекта на две большие части: с одной стороны VR-энтузиасты и игроки, с другой — любители истории и основная аудитория РИА «Новости» и МИА «Россия Сегодня». Пересечения между этими группами практически нет и чтобы понять как выстраивать коммуникации приходится учитывать много нюансов. Такую аудиторию вести сложно: кто-то придет сам, кого-то надо привести, а кто-то сможет увидеть проект, только когда придет в музей.
|
|
* * *
Внимание к VR, как к медиа-формату, со стороны грантовых заказчиков будет все больше расти: еще в 2019 году оформился повышенный спрос на виртуальные инсталляции со стороны музейных площадок и галерей, закупающих VR-очки по государственным программам, а в постковидное время востребованность виртуальных экскурсии вырастет еще сильнее.
Ниша продуктов, работающих на границе игровых механик и музейного опыта, практически пуста, что позволяет таким проектам, как «VRдикт народов» быть в авангарде жанра. Надеемся, что в ближайшем будущем копилка подобных экспериментов будет чаще пополняться.
Павел Овчинников