fbpx

VR в корпоративном обучении: результаты исследования Modum Lab

Что?

Эксперимент по сравнению VR-технологий при корпоративном обучении со стандартными методиками, который проходил среди сотрудников одного из крупных мероприятий пищевой промышленности.

 

Кто?

Modum Lab технологическая образовательная компания, команда которой работает на рынке виртуальной и дополненной реальности больше 6 лет. Компания занимается созданием  комплексных VR/AR решений для повышения эффективности бизнес-процессов, корпоративного и детского обучения, разрабатывает собственные продукты, платформу и подходы к развитию человека.

Рассказывает  президент компании Modum Lab Дмитрий Кириллов:

Обучение работников навыкам оказания первой помощи, пожарной безопасности или каким-либо другим стандартным производственным регламентам — прямая обязанность работодателя. При этом многие сотрудники неохотно и формально проходят подобные инструктажи из-за большого количества скучного текстового материала и редкой необходимости применения навыков в реальной жизни.

Очевидно, что всем хочется попробовать более интересные форматы обучения и в первую очередь с применением инновационных технологий вроде виртуальной реальности. Однако перед внедрением любых инноваций в корпоративной среде необходимо проанализировать готовность самих сотрудников к восприятию новых технологий и возможности внедрения VR в конкретной компании. Готовы ли они начать обучение? Как воспримут новые технологии? И правда ли VR эффективнее традиционных форматов? 

Мы в Modum Lab объединили усилия с одной крупной российской компанией из индустрии пищевой промышленности и решили сравнить результативность корпоративного обучения с помощью VR-технологий и традиционных методик обучения, а также выяснить глубину усвоения информации с помощью VR и уровень готовности людей к восприятию нового формата. 

Перед стартом мы выдвинули несколько гипотез: 

  • VR более эффективен для получения знаний, чем текстовые материалы. 
  • VR-оборудование комфортно для большинства проходящих обучение.
  • VR-обучение более привлекательно, чем методические материалы или очный тренинг.
  • VR найдёт высокий уровень поддержки среди обучающихся

Мы хотели убедиться в том, что внедрение VR-технологии в процесс обучения сотрудников является реальной необходимостью, а не просто красивым развлекательным дополнением.

 

Эксперимент: что, как и зачем?

Для исследования использовался обучающий режим виртуальной симуляции нашего  VR-тренажера  «Первая помощь», где моделировалась ситуация первой помощи при переломе конечности. Тестирование проходило с применением VR-гарнитуры HTC Vive Pro.

По сценарию пользователь получает инструкции по оказанию первой помощи: он может видеть инструкцию по применению аптечки и подручных материалов, вызвать виртуальную скорую помощь, а после прохождения вводного инструктажа должен уже самостоятельно выполнить все необходимые действия для спасения виртуального пациента. 

На протяжении трех дней 40 сотрудников предприятия обучались оказанию первой помощи в виртуальной реальности. Среди них были специалисты разного возраста, с разным типом деятельности и уровнем цифровых компетенций, что позволило изучить и проанализировать то, как воспринимают технологию абсолютно разные категории людей. 

Все участники были поделены на четыре группы. Первая обучалась с помощью обычных текстовых материалов, вторая — в VR, третья использовала сначала методичку, а потом VR, а четвертая наоборот обучалась сначала с помощью VR, а затем уже читала текстовые инструкции.

Мы решили сравнить VR-формат обучения с привычной методичкой не просто так. Дело в том, что в первую очередь мы обучаем усвоению алгоритма определенных действий. В VR тяжело отрабатывать моторные навыки и нами был сделан акцент не на жесты, а, прежде всего, на отработку определенного регламента для оказания первой помощи в  стрессовой ситуации.

 

Сбалансированный инструмент для разного опыта и чувств 

В эксперименте принимали участие сотрудники с разными опытом владения современными информационными системами и программами. Например, одной из участниц тестирования была сотрудница производственной линии. Ей требовалось время и усилия, чтобы разобраться в заполнении Google-формы, но при этом она быстро погрузилась в VR и с легкостью, без каких-либо подсказок, завершила тренировку.

Еще среди информантов оказалась одна довольно впечатлительная девушка. Она опасалась, что в VR будут слишком реалистично изображены сцены с кровью. Но, разрабатывая симуляцию, мы остановились на спокойной 3D-стилистике, а не на видео 360, как раз для того, чтобы не шокировать людей с повышенной восприимчивостью.

При этом сцены не должны выглядеть совсем мультяшно: за счет правильного регулирования уровня реалистичности и интересной анимации мы смогли найти баланс, при котором учитываются разные уровни восприятия «неприятных» сцен. По итогам использования VR-тренажера мы не получили ни одного негативного отзыва, что также важно при обучении в виртуальной реальности.

 

«Отличный опыт. Все просто, понятно, наглядно и запоминается»

В результате исследования выяснилось, что VR более эффективен для получения знаний, чем текстовые материалы группы, использовавшие VR, показали более высокие результаты. На 22% улучшился результат третьей группы, показатели второй и четвертой повысились на 19%. 

Отдельно стоит отметить, что по результатам такого обучения был выявлен высокий уровень NPS (индекса потребительской лояльности). Для старта нового типа обучения в большой компании это хороший показатель, поскольку сотрудники, уже прошедшие тренировку, могут быть в дальнейшем обучать других и  способствовать продвижению нового формата в своей компании. Благодаря наличию таких людей в разных отделах можно эффективно внедрять иммерсивное обучение во всей компании, опираясь не только на указания в необходимости инноваций от высшего руководства, но и на бытовой интерес обычных сотрудников. Активность таких добровольных помощников позволяет снизить количество работы для администратора обучения и улучшить статус нововведения во всей компании.

Многие участники эксперимента выразили желание обучаться с помощью VR не только оказанию первой помощи, но и другим важным навыкам: высотным работам, действиям при пожарах или ДТП, спасению из под завалов, управлению транспортными средствами, использованию индивидуальных средств защиты и даже английскому языку.

«Отличный опыт, все просто, понятно, наглядно и запоминается», «все устраивает, хотелось бы больше разных ситуаций», «все легко и интересно воспринимается». Большинство сотрудников положительно отозвались о VR-обучении, а некоторые выразили желание даже расширить и дополнить сцены симуляции.

В результате исследования было выявлено, что VR-обучение более привлекательно для использования, чем методические материалы или очный тренинг. Сотрудники отметили, что VR-формат намного понятнее и дает больше уверенности в полученных знаниях. 

84% информантов, участвовавших в тестовом VR-обучении, предпочли бы и дальше использовать VR-технологию и вовсе не прибегать к очному формату.

Также выяснилось, что идеальным вариантом обучения, показавшим максимальную эффективность, оказалась комбинация двух форматов: VR и методический материал, причем в такой последовательности, когда сотрудник проходит обучение сначала именно в VR. Мы допускаем, что это связано с глубоким погружением в ситуацию на первом этапе: пользователь включается в происходящее, анализирует все на примерах, а уже затем закрепляет полученные знания с помощью более простой текстовой памятки. На выходе получается такой смешанный формат обучения, где строгая теория в методичке сопровождается яркими впечатлениями в VR. 

Важно, что само VR-оборудование получило у сотрудников предприятия высокую оценку по комфорту использования и в процессе эксперимента не было выявлено ни одного случая физического дискомфорта участников и необходимости прекратить обучение.  

Мы уверены, что подобные исследования необходимы, так как позволяют продемонстрировать реальный эффект от использования VR-тренажеров. Правильно обозначив цели, построив грамотную структуру тестирования и его дизайн, тщательно проанализировав все результаты, на выходе мы можем создать продукт, который действительно отвечает особенностям конкретной компании.