fbpx

Как VR готовит кадры: иммерсивные технологии в корпоративном обучении

Корпоративные вечеринки повышают лояльность, а пьянки на рабочем месте… ой, в смысле тимбилдинги во внерабочей среде — увеличивают сплоченность коллектива. Это давно известные истины и распространенные практики в больших компаниях. Но им на смену идет новый модный тренд — иммерсивные технологии в подготовке кадров.

Корпоративное образование — краеугольный камень современного бизнеса. Крупные компании готовы инвестировать в персонал безумные средства: по данным агентства Deloitte, большой бизнес США в среднем тратит $70 млрд в год на образование сотрудников, а в некоторых высокотехнологичных конторах расходы на подготовку одного специалиста составляют до $1800 в год. В России, по данным группы компаний «Малакут», обороты рынка корпоративного обучения в середине 2010-х составляли порядка 50 млрд рублей. А согласно исследованию агентства T&D в 2020 году обучение одного начинающего специалиста обходится в среднем в 26000 рублей в год, а программа подготовки «топа» — в десять раз дороже.

Расходы на обучение огромные, потому что квалифицированные кадры — основной актив бизнеса, особенно в интеллектуальных и наукоемких отраслях. Но вместе с тем, крупный бизнес не стремится выворачивать карманы и тратить их на образование: текучка кадров делает повышение бюджетов рискованным делом, корпорации стараются так выстроить процесс подготовки сотрудников, чтобы и сократить издержки, и работать только с лояльными кадрами, и максимально конкретизировать обучение. Проще говоря — развивать у людей узкие навыки, которые нужны в бизнес-процессах прямо здесь и прямо сейчас.

И вот тут и приходят на помощь методики обучения, заточенные под потребности корпоративного бизнеса: дистанционные тренинги, системы обучения и коуч-программы для самых разных компетенций. Сегодня все больше подобных программ реализуется через иммерсивные механики — проще говоря, переходит в виртуальную реальность.

 

VR в корпоративном обучении

Корпоративное обучение значительно отличается от привычного образовательного процесса в “обычных” учебных заведениях. На крупных предприятиях за него отвечает отдел кадров, а заказчиками являются главный инженер, директор по IT и коммерческий директор (если речь идет о подготовке всяких продажников). 

Сам процесс интегрирован в корпоративную систему HRM (Human Resources Management), в которой, фактически, ведется личное дело сотрудника, контролируется его карьерный рост, премии, отпуска и прочий соцпакет. А управляет обучением корпоративная LMS (Learning Management System), чья задача как раз организовать обучение, зафиксировать прогресс и отправлять в HRM данные о сильных и слабых сторонах сотрудника.

В последние годы эту сложную систему все чаще упрощают VR-технологии, где непосредственно и происходит обучение. Как правило, виар-решения для корпоративных курсов разрабатываются индивидуально и на открытых платформах. А для больших IT-капаний это еще и отдельное направление бизнеса. Например, своими кейсами по корпоративному обучению делятся как крупные международные IT-компании — Re-Flekt, Cornerstone, VirtualSpeech и Immerse.io, так и совсем небольшие команды, вроде отечественного iVariant.

Все они как один говорят примерно одни и те же тезисы про преимущества VR в корпоративном обучении. Высокая степень вовлечения и удержания внимания; обучение через личный опыт; возможность безопасно смоделировать рисковые ситуации; снижение стоимости дополнительного образования и так далее.

При правильной разработке учебной методики, среды и мониторинга процесса (как правило, этим занимается корпоративный коуч или психолог) VR позволяет добиться высокого качества подготовки кадров без содержания масштабных учебных полигонов. Для создания иммерсивных программ обучения достаточно иметь небольшой штат методистов и разработчиков, знакомых с инструментариями виртуальной реальности.

 

Обучение инженерно-технического персонала

В первую очередь VR-среда позволяет смоделировать сложное производственное окружение — вывести масштабную 3D-модель станка, агрегата, двигателя или другой инженерной конструкции. С виртуальной моделью гораздо легче взаимодействовать: изучать ее устройство и получать данные о различных узлах в процессе выполнения заданий от тренера.

Одна из самых интересных практик на рынке — опыт компании Siemens, которая использует технологии виртуальной и дополненной реальностей для обучения сборщиков и инженеров техобслуживания. Большая часть этих решений уже вышла за пределы корпоративного обучения и используется компанией, как отдельный бизнес-сервис по управлению жизненным циклом продуктов (PLM — product life management), известный на рынке, как Siemens Teamcenter.

Со слов компании «Teamcenter позволяет преодолеть функциональную разрозненность между людьми и процессами с помощью единой цифровой платформы». Компания Re-Flekt разработала для сервиса специальный интерфейс дополненной реальности, который помогает быстрее и качественнее обучать операторов оборудования Siemens. 

Как это работает в жизни: инженер в бэкенд-части добавляет в систему 3D-модель оборудования, разработчик программирует ее физику и определяет реалистичность измерений, а методист центра разрабатывает гайд, по которому обучающийся специалист пройдет курс: чек-лист с основными действиями, который нужно закрепить в процессе виар-обучения. При этом программа предусматривает ответвления, словно сайд-квесты в компьютерной игре — пользователь может отвлечься от основного чек-листа и программа сразу «наградит» его нештатной ситуацией, решение которой будет оцениваться отдельно и принесет дополнительные «ачивки».

По словам разработчиков из Re-Flekt, такой подход позволяет отработать ситуации, которые сложно, а то и вовсе невозможно предусмотреть в рамках стандартных тренировочных сессий или учебных проверок с мастером цеха.

Другой интересный пример иммерсивного обучения применяет британская компания мобильной связи Vodaphone, которая готовит своих монтажников с помощью VR-симуляции. Для “Водафона”, который является одним из крупнейших телеком-провайдеров в мире, важно поддерживать единые стандарты обучения во всех макрорегионах. К тому же самой распространенной причиной травматизма у ее сотрудников оказалось падение с высоты (и вообще первое место по травматизму на производстве в Великобритании в 2020 году) — монтажники постоянно залезают на вышки, крыши и башни, чтобы установить какой-нибудь новый коммутатор к базовой станции. Разумеется, не все они соблюдают требования техники безопасности.

Программа Vodaphone VR Safety App моделирует разные ситуации, возникающие в процессе обслуживания коммуникационного оборудования. Вышел из строя коммутатор на крыше небоскреба, появилась необходимость установить новый узел на вышке или распределить питание на базовой станции — для всего этого найдется реалистичный VR-сюжет.

Приложение работает на большинстве VR-платформ, в том числе и мобильных, что позволяет тренировать монтажников по всему миру без лишних затрат на дорогостоящее оборудование.

Кроме того что Vodaphone VR Safety App хорошо моделирует сам техпроцесс, она еще измеряет поведение самого ученика: анализирует его действий и выдает результат с итоговой оценкой. А еще такой анализ помогает предсказать развитие акрофобии (боязни высоты) у сотрудников и даже составить для них план будущей медицинской терапии. (Хотя, конечно, монтажник-высотник с акрофобией — это тот еще оксюморон).

 

VR и бизнес-тренинги

Корпоративное обучение — это не только технические курсы. Бизнес-навыки тоже требуют практики, и виртуальная реальность уже давно предоставляет вполне себе безопасное пространство для отработки множества коммуникативных кейсов. Такие навыки как публичные выступления, холодные продажи, переговоры и нетворкинг (все это скрывается под емким термином soft skills) обычно отрабатываются в паре с коучем, но если к этому добавить иммерсивную среду, то тренировка будет проходить куда эффективнее.

В отличие от технических симуляций, в которых инженеры почти всегда самостоятельно учатся работать со сложным оборудованием, в VR-тренингах для бизнеса без присутствия живого человека уже не обойтись. Одного машинного анализа поведения недостаточно: тренер должен иметь возможность оценить действие сотрудника непосредственно в «прямом эфире».

Для оттачивания коммуникативных скиллов создается виртуальная среда, соответствующая той компетенции, которую нужно отрабатывать: для тренингов по продажам — это виртуальный прилавок, для публичных выступлений — аудитория, для отработки переговорных кейсов — виртуальная приемная директора. В VR-пространстве, помимо группы обучающихся, всегда присутствует сам коуч и несколько AI-участников (по сути, это как NPC из игр), которые могут генерировать разные коммуникативные ситуации. 

Так, например, работает VR-тренинг для публичных выступлений Vodafone Pavilion. Это второй кейс телеком-оператора, который делает большую ставку на VR в корпоративном обучении.

Изначально Vodafone Pavilion задумывался, как еще одна виртуальная платформа для конференций, но кадровая служба британской компании увидела в нем потенциал и для корпоративного обучения. Приложение работает на Oculus Go и позволяет отрабатывать в виаре множество разных кейсов публичных выступлений: доклады, пресс-конференции, официальные мероприятия, интервью и тому подобное.

Разработчики позаботились о том чтобы максимально наполнить платформу техническими инновациями. Здесь даже есть AI-анализ поведения, который в реальном времени показывает наличие зрительного контакта с виртуальной аудиторией, отслеживает жестикуляцию, анализирует темперамент речи, громкость и тон голоса, четкость артикуляции и даже наличие мусорных слов и лишних пауз. Вместе с этим анализом и оценкой тренера сотрудники получают полное представление о том, как потенциальная аудитория их может воспринять.

Отзывы от работников о первых нескольких месяцах использования были крайне положительными: в среднем каждый сотрудник, который участвовал в эксперименте, провел в среднем около 40 минут в приложении, а 91% респондентов заявили что хотят видеть еще больше VR-тренингов в Vodafone.

По словам самой компании, сегодня большинство публичных спикеров Vodafone регулярно используют виртуальный павильон для репетиций своих выступлений — уже без привлечения тренера, фиксируя свои показатели и отрабатывая некоторые моменты важных презентаций. 

 

VR и онбординг

Иммерсивные VR-тренинги уже давно прижились в крупных американских корпорациях вроде FedEX  и Walmart. VR используются прежде всего для качественного онбординга сотрудников (английский термин “on boarding” означает обучение новых специалистов и их быстрое погружение в бизнес-процессы). Так FedEx, крупнейшая курьерская компания в США, использует виртуальную реальность на своих тренингах по безопасности — обучение включает в себя правильную загрузку и разгрузку трейлеров, а также работу в складских помещениях.

Walmart (главная ритейловая сеть в США) использует VR для обучения продавцов. Самая распространенная тема таких тренингов — поведение менеджеров во время крупных скидочных акций, когда в магазинах толпы, на складе в это время случился пожар, а у кассы очереди из сотен покупателей.

Обучение проходит в рамках корпоративной программы Walmart Academy, которая в целом направлена ​​на улучшение качества обслуживания клиентов. Ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники во время виар-сессий, призваны помочь им справиться с неординарными сценариями, которые всегда могут возникнуть и в реальной жизни. 

Даже первые тестовые прогоны таких виар-тренингов показали, что менеджеры и продавцы стали чувствовать себя значительно увереннее во время «черных пятниц», меньше стрессовать и быстрее разруливать проблемные ситуации в магазинах. Сейчас  Walmart развернул программу VR-тренингов в 200 отделениях своей академии подготовки сотрудников и вовсю экспериментирует над расширением тематики стресс-тренингов в VR. Например, в рамках программы Avoid, Deny, Defend (избегай, предупреждай, защищай) ведется работа по тренировке поведения работников магазинов во время массовых шутингов — весьма острой проблемы в США, где психопаты с огнестрельным оружием регулярно устраивают стрельбу в публичных местах. 

 

* * * 

VR в корпоративном обучении выгоден всем. Корпорациям он позволяет экономить на больших учебных центрах и тестовых полигонах, помогает полностью оцифровать обучение и избавиться от рутинных (и весьма необъективных) писменных тестов. А компаниям, которые работают на рынке образовательных услуг, VR позволяет банально больше заработать.

Эксперты компании Cornerstone, которые используют для корпоративного обучения решения VroomHR и STRIVR, утверждают, что маржинальность VR-тренингов для топ-менеджмента чуть ли не выше, чем у обычных. Коучи могут удаленно работать сразу с несколькими командами в то время как в обычном режиме им приходится выезжать «на объект» и тратить несколько суток только на логистику. 

Внедрение иммерсивных технологий позволяет заметно снизить стоимость тренингов в VR. Например, в агентстве KOENIG один сеанс тет-а-тет тренинга в VR для одного топ-менеджера стоит от $1000, когда как прайс на очную ставку с коучем начинается уже с $6000. 

Сам по себе рынок корпоративного обучения стремительно растет. На Западе он традиционно движется куда быстрее, чем в наших реалиях, хотя и в России все чаще стали чаще публиковаться интересные кейсы VR-тренингов. Крупный отечественный бизнес хоть и не может пока похвастаться повсеместным внедрением VR в кадровых процессах, в целом технически не отстает от зарубежных. Так, например, холдинг “Газпром Нефть” уже применяет иммерсивные тесты для новых сотрудников, а также VR-обучение для переподготовки инженеров по безопасности. В том же направлении движется “СИБУР”, “Сбербанк”, “Почта России”, “Магнит”и ряд других крупных компаний.

У российского бизнеса есть понимание важности корпоративного обучения, есть процессы цифровой трансформации — инфраструктура готова к следующему витку цифровизации. Поглядим — что будет дальше.

Павел Овчинников