
Oculus Quest 2 — отличный VR-шлем. Он мощный, удобный, красивый и стоит приемлемых денег. Но и проблемы у него тоже есть, куда же без них. Мы ни в коем случае не хотим отговаривать вас от покупки устройства, но о некоторых его косяках знать все же надо — для кого-то они могут оказаться критическими!
Цена в $300 — маркетинговая уловка, заплатить придется больше
Начать, конечно же, нужно с цены, потому что 300 долларов, или 23000 рублей по текущему курсу (и это не считая всяких американских фокусов с налогами, которые не включены в базовую цену) — слишком соблазнительно для VR-решения «все в одном», как его продвигает Facebook. На самом деле заплатить придется больше, особенно если вы живете в России. Oculus Quest 2 официально не продается на территории РФ, так что если не заказывать шлем из-за границы, то брать придется серый импорт, а перекупщики задирают цену до 37000 и выше, что соответствует уже почти 500 долларам. И это цена за базовую модель с 64 гигабайтами памяти, что очень мало, если вы собираетесь использовать шлем в автономном режиме. А версия с 256 гигабайтами даже не официальном сайте Oculus стоит уже $400.
Но и на этом траты не закончатся: вместе со шлемом придется докупить и самые необходимые аксессуары. Oculus Quest 2 — мобильный шлем и если вы собираетесь пользоваться его мобильностью, придется доплатить $40 за футляр-переноску. Для подключения шлема к компьютеру нужен специальный кабель — он стоит $80. Еще $40 нужно выложить за наушники (встроенный звук вряд ли вас порадует) и $50 за «элитное крепление». Почти все профессиональные ютуб-обзорщики сходятся на том, что стандартное крепление на ремнях не очень удобное и не особо надежное, так что элитный вариант — практически обязательная покупка, если вы собираетесь использовать шлем по-серьезному.
В итоге получается $610 за полный комплект или 47000 рублей. Если уж честно, то это все равно круто, но это без учета американского налога с продаж, который не включен в базовую цену девайса и может достигать до 15%, а также «серой наценки» наших отечественных реселлеров. А ведь еще нужно покупать игры — «стартовый джентльменский набор» обойдется еще в 100-150 долларов, ведь региональных цен в магазине Oculus нет и не предвидится.
Неудобная настройка межзрачкового расстояния
Расстояние между зрачками — штука тонкая и чрезвычайно важная для VR. Если не подогнать эту настройку под себя, то изображение будет мутным, в расфокусе, а глаза быстро устанут. У Oculus Quest 2 всего три варианта межзрачкового расстояния: 58, 63 и 68 миллиметров. Чтобы их переключать, нужно физически раздвигать и сдвигать линзы пальцами — отдельной кнопки для настройки нет.
Если же ни один из вариантов вам не подойдет, придется помучиться и постараться сдвинуть линзы так, чтобы они замерли в положении между двумя стандартными позициями. Если и это не поможет, то не поможет уже ничего — впрочем, шансы на такой исход невелики. Ну и тем пользователям, кто будет вынужден ставить максимальное расстояние не позавидуешь — эти бедные люди периферийным зрением будут видеть края экрана Oculus Quest 2 и с этим ничего не поделать.
Oculus Quest 2 при подключении к ПК работает только с частотой 72 Гц
Шлем поддерживает частоту в 90 Гц, но пока она почему-то заблокирована программно. А в случае с VR разница между 72 и 90 Гц огромна, особенно если в виртуальной реальности вас «ведет» — с большей герцовкой укачивает куда меньше. Сейчас включить повышенную частоту можно только обходными путями, но для этого сначала придется зарегистрировать профиль разработчика на сайте Oculus. Для этого нужно придумать даже фейковое название для своей выдуманной конторы.
К слову, для доступа к более глубоким, но полезным настройкам шлема (вроде качества текстур) тоже предстоит выполнить эту процедуру. Затем нужно будет создать специальный batch-файл и запускать его после каждого перезапуска шлема. Не особо сложный фокус, но и приятного в этих плясках с бубном мало.
Когда-нибудь поддержку 90 Гц добавят и официально, но когда — неизвестно. Да и касается это только работы с ПК — автономная версия, вероятнее всего, так и будет работать только при 72 герцах.
Oculus Quest 2 можно подключить к ПК по Wi-Fi, но это не бесплатно и не очень официально
Беспроводное подключение — это одна из самых революционных функций нового шлема. Представьте, как теперь легко и естественно можно ползать по канализациям в Half-Life: Alyx!.. Но Facebook эту особенность активно не продвигают — потому что работает она только с помощью стороннего софта. Для этого нужно купить приложение Virtual Desktop, которое стоит $20 — хорошо хоть настройка не сложная, но гайдов, на всякий случай, хватает. К роутеру требования тоже есть — он должен поддерживать работу на частоте в 5 Гц. И это минимум, для хорошей картинки понадобится устройство еще и с поддержкой Wi-Fi 6 — тогда битрейт изображения будет равен примерно 150 Мегабитам и это приемлемый результат, хотя по проводу картинка все равно будет четче. (Справедливости ради стоит сказать, что и первый Quest можно подключить так же, но результат будет не особо впечатляющий).
Два разных интерфейса
В автономном режиме один интерфейс, а при подключение к ПК — другой, такой же, как у Oculus Rift S. Вроде бы мелочь, но такое решение сложно назвать удачным и дружелюбным к пользователю, особенно если пользователь купил VR-шлем впервые. И это не считая того, что «ПК-версия» интерфейса просто страшнее и неудобнее портативной, но тут уже дело вкуса.
Графика в автономном режиме все еще не очень
Вторая версия Oculus Quest 2 работает на чипсете Qualcomm Snapdragon XR2 и он мощнее Snapdragon 835 из первой версии, но тут есть два важных нюанса.
Во-первых, у Quest 2 пока нет эксклюзивов — все игры для него работают и на первой версии. Касается это как уже вышедших проектов, так и будущих релизов — в ближайшее время Facebook будет поддерживать оба устройства. Это значит, что старое железо сейчас превратилось в «бутылочное горлышко»: некоторые разработчики выпускают патчи, улучшающие картинку в играх на Oculus Quest 2, но украсить картинку радикально они все равно не могут. Ситуация примерно как pro-версиями консолей Playstation 4 (Playstation 4 Pro) и Xbox One (Xbox One X) в прошлом поколении — вроде запускается все и везде, да и графика (с микроскопом) кажется лучше, но радикальной и революционной разницы нет.
А во-вторых, Qualcomm XR2 — это все равно мощи далеко не «консольного уровня». Oculus Quest 2 в автономном режиме — это все-таки мобильный гейминг в VR-формате. Большие игры до него добираются, но графически их приходится очень серьезно резать — посмотрите хотя бы на Saints & Sinners и Blair Witch.
* * *
Но даже несмотря на все перечисленные недостатки Oculus Quest 2 — отличное устройство. Оно действительно работает как штука «всё в одном». Разрешение экрана выше, чем даже в дорогущем Valve Index, а недавним обновлением, серьезно подтянувшим качество картинки по проводу, разработчики доказали, что у шлема есть потенциал становиться еще лучше. Большая часть проблем — те самые «детские болезни». Что-то победят обновлениями, а что-то доведут до ума в следующей версии. Как правильно отмечают некоторые пользователи, Rift, Go и первый Quest — это альфа, а Oculus Quest 2 — уже бета. До «финального релиза» остался всего один шаг.
Денис Майоров