fbpx

Терапевтическая виртуальная реальность уже давно применяется в медицине как эффективный способ лечения боли. VR использовались для лечения тревожных расстройств, физической реабилитации и отвлечения пациентов от боли во время варчебного ухода.

В новом исследовании, проведенном группой врачей под руководством Бренана Шпигеля из Cedars-Sinai Health System, ученые случайным образом отобрали 120 человек, которые находились в стационаре в медицинском центре  Лос-Анджелеса в период с ноября 2016 по июль 2017 года. 61 человек, отобранные для группы  “иммерсивного VR-вмешательства”, получили доступ к 21 программам “опыта виртуальной реальности” — включая управляемую релаксацию, имитацию полета и конечно же игры (в экспрерименте использовался Samsung Gear VR). Пациентам было рекомендовано использовать гарнитуру в течение трех десятиминутных сеансов в течение 48 часов. Параллельно эксперименту с виаром еще 59 человек в контрольной группе все это время смотрели телевизор, включенный на канале “здоровья и благополучия”, где круглые сутки крутили программы по медитации, читали стихи и включали расслабляющую музыку.

Перед началом эксперимента у каждого из участников “фактор боли” по десятибальной шкале был выше 3-х, однако в ходе эксперимента эта оценка снизилась в среднем на 0,46 балла у тех, кто провел двое суток перед телевизором и на 1,72 балла среди людей, которые медитировали на виртуальное море и отстреливали зомбаков в VR. Среди пациентов с исходной болью выше 7 из 10 эта разница была более заметной: со снижением на 0,93 балла среди тех кто слушал птичек из телевизора и на 3,04 балла у людей, которые все это время сидели в VR. После 48-72 часов опыт был признан удачным и пациенты, которые лечились при помощи виртуальной реальности сообщали что это гораздо эффективнее (и интереснее!) просмотра телевизора. Причем врачи отдельно подчеркивают, что в всех контрольных группах пациентам с сильной болью не назначались привычные в таких случаях препараты на основе опиатов.

Хотя до сих пор не ясно, имеют ли различные формы VR-релаксации разную эффективность, но нынешнее исследование убедительно доказывает пользу виртуальной реальности для борьбы с болью и потенциально снижает потребность врачей в опиоидной терапии.

Доктор Шпигель добавляет: “этот опыт показывает, что терапия виртуальной реальностью может подавлять болевые сигналы с помощью различных механизмов. В нашем исследовании, крупнейшем в своем роде на сегодняшний день, пациенты с болью были случайным образом распределены между VR или программой релаксации на телевизоре. VR превзошел контрольные условия и продемонстрировал убедительные преимущества”.